Экономика

Лампочку ввернуть нетрудно…

109_13_2014.jpgВ Госдуме намерены отменить законодательный запрет на продажу ламп накаливания, принятый парламентом в 2009 году в целях энергосбережения. Это в который раз свидетельствует о том, что энергия самих законодателей растрачивается весьма нерационально.

“Энергосберегающий закон” (№ 261-ФЗ) предусматривал поэтапный отказ от ламп накаливания — сначала от стоваттных и более мощных ламп, затем ото всех прочих. С 2014 года страна должна была перейти исключительно на энергосберегающие лампочки. Вот над отменой этого пункта и трудятся сейчас в парламентском комитете по энергетике. Депутаты жаждут поработать над ошибками, как корпели относительно недавно над новыми редакциями законов о часовых поясах и стрелках или, скажем, о допустимых промилле за рулем.

На сей раз основанием для того, чтобы инициировать отмену, послужило недовольство избирателей высокой ценой, но далеко не всегда высоким качеством энергосберегающих ламп. До сих пор не создана система их сбора и дальнейшей утилизации. Не случилось и обещанной экономии в электропотреблении. В комитете по энергетике считают, что “эффект от энергосберегающих ламп полностью нивелируется устаревшим энергонеэффективным промышленным оборудованием, линиями электропередач, в которых и происходит львиная доля потерь электроэнергии”. Словом, принятый в 2009 году закон не оправдал надежд в главном: он не повлиял сколько-нибудь заметно на состояние энергетической инфраструктуры.

С отменой ламп накаливания и вовсе курьез вышел. Еще не успели ввести запрет на “сотки”, как единственный за Уралом электроламповый завод в Томске предусмотрительно “освоил производство” ламп накаливания мощностью 95 Вт. Но, во всяком случае, выпуск “морально устаревшей новинки” был, в отличие от законодательного запрета, мотивирован здравыми соображениями. В дирекции ТЭЛЗа заявили тогда, что это “вынужденная мера, направленная на сохранение действующего производства, сохранение рабочих мест и удовлетворение массового спроса на данный продукт”. Остается надеяться, что предприятие до сих пор не свернуло это производство “ввиду бесперспективности сбыта” такой продукции, и дешевая лампочка не исчезнет с прилавков хозмагов как раз к моменту её реабилитации законодателями.

Но какие лампочки ни вкручивай, сами по себе эти манипуляции не могут оздоровить инфраструктуру электросетей.

…Как-то, придя на работу летним утром, застал у дверей кабинета рассерженного посетителя. “У нас в микрорайоне с вечера света не было, включили только утром. В чем причина? Понимаю — гроза, авария и все такое. Но почему до аварийной так трудно дозвониться? А когда все-таки дозвонился, так ничего и не выяснил. Что случилось, когда закончится ремонт и какие на этот счет нормативы? Ничего диспетчер мне толком не смогла сказать. А когда я вскипел, она в ответ: “Сети ветхие, с кадрами плохо, зарплата у работников низкая…”

Что там диспетчер и рядовой потребитель? Ясного ответа и взаимопонимания не могут добиться даже власти Новокузнецка и региона, когда обращаются к руководству ОАО “МРСК Сибири” и его филиала “Кузбассэнерго — РЭС” по поводу участившихся аварий на инфраструктурных энергообъектах области. Прошел год, как приказом гендиректора ОАО “Россети” был освобожден от занимаемой должности прежний руководитель “Кузбассэнерго — РЭС”. Начальство в компании поменялось, но не изменилось положение дел на электросетях. “Низкие темпы выполнения предприятием ремонтной программы и подготовки электросетевого комплекса Кемеровской области к прохождению осенне-зимнего периода максимума нагрузок…” Эта формулировка из прошлогоднего приказа остается актуальной и сегодня — аварии продолжаются по всему региону.

В своих отношениях с сетевиками власти Кузбасса иной раз вынуждены искать посредников в лице правоохранителей. В мае новокузнецкий градоначальник Сергей Кузнецов направил письмо в Следственный комитет России в связи с нештатными и продолжительными отключениями электроэнергии в городе. Губернатор Аман Тулеев просил областную прокуратуру разобраться, почему “предприятие не справляется с оперативной ликвидацией аварийных ситуаций, в результате чего потребители области продолжительное время остаются без электрической энергии”.

1 августа в газете “Кузбасс” появился журналистский материал, анализирующий подготовку к зиме в крупнейшей кузбасской электросетевой компании. Там и про нехватку кадров было — люди уходят, так как зарплата существенно сократилась. И про то, что оборудование нуждается в модернизации, да денег нет. И про главную, по мнению автора, беду “Кузбассэнерго — РЭС”: шесть лет назад она в результате реорганизации утратила самостоятельность и превратилась в региональный филиал “МРСК Сибири”, после чего вся плата кузбасских потребителей за передачу электроэнергии стала уходить в головную организацию в Красноярске…

В одном из интернет-комментариев к этому материалу “некто сведущий в делах” заметил безапелляционно: это, мол, заказной материал. Власти Кузбасса-де прикрывают разговорами об “энергобезопасности региона” свое раздражение по поводу того, что все более или менее значимые решения на местах принимаются сетевиками исключительно с санкции головного руководства в Красноярске. А когда-то это был “тутошний” админресурс…

Большинство читателей придерживались, однако, иного мнения. “Потеря админресурса” их не очень волновала. Зато крайнее раздражение вызвало, например, упоминание о воздушном лайнере, на котором летает руководство “МРСК Сибири”. Его обслуживание обходится каждый год в полмиллиарда рублей. Фонд по ремонту электросетей и оборудования Кузбасского филиала ОАО “МРСК Сибири” куда скромнее.

Александр Кириллов Экономика 23 Сен 2014 года 1589 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.