Экономика

Из тени в свет переезжая

До 1 мая весь муниципальный транспорт Новокузнецка должен быть переведён на электронный проезд.

Директор ПАТП-4 Андрей Опекунов предложил увеличить штрафы за бесплатный проезд в общественном транспорте Новокузнецка в десять раз. Со ста рублей до тысячи.
“Некоторые наотрез отказываются платить, бегают от кондукторов, выходят, а потом опять заходят. Меры, которые можем к ним применить, — только высаживание”, — посетовал Андрей Юрьевич во время обсуждения показателей эффективности его предприятия на комитете по бюджету, экономике и муниципальной собственности горсовета во вторник.
“Ну, а сколько вы за год собрали штрафов?” — спросили депутаты. “Ничего не собрали”, — признался директор, сославшись на то, что сто рублей — слишком мало для того, чтобы отправлять ревизоров выявлять безбилетников и составлять на каждого из “зайцев” протокол, который эти “ушастые” еще неизвестно оплатят или нет. 
Весьма показательно, не правда ли? “Брезговать” некрупными суммами, требуя многократного устрожения санкций, заменять системную работу по пресечению нарушений “драконовскими” санкциями. А то, что “под горячую руку” будут попадать те, кто, может, просто не успел отсчитать мелочь или отвлекся по рассеянности?.. Впрочем, депутаты к предложению отнеслись скептически, указав на “коррупциогенный фактор”. Отказ, однако, не исключает повторных и более настойчивых обращений в будущем.
Расскажу о не столь давнем случае, участником которого мне довелось стать. Сел в пятый автобус-длинномер (обслуживаемый тем же ПАТП‑4), чтобы проехать пару остановок. На лобовом стекле указатель — “Транспортная карта”. Вытаскиваю из кошелька карточку. А женщина-кондуктор отказывается ее принимать. “Деньги давайте, мы по карте не обслуживаем, терминал сломался”. Отвечаю ей, что согласно установленным правилам в автобусах, оснащенных электронными терминалами, обслуживание должно вестись с их использованием, в том числе и при расчете наличными. Если есть какая-то техническая проблема, следует ее решать, а расплатиться за проезд я готов исключительно “транспортной картой”, и никак иначе. Кондуктор, не скрывая досады, сходила к водителю, принесла терминал, приложила к нему мою карту. И — о чудо! - приборчик заработал, из него вылез чек! Проезд оплачен без проблем.
О саботаже “транспортной карты” со стороны как рядовых работников, так и высоких чиновников мы уже сообщали. Расчет наличными, с использованием обычных бумажных билетов в рулонах, тоже можно расценивать как “коррупциогенный фактор”. О том, сколько денег утекает “мимо кассы”, можно только догадываться. Как и о размере излишних трат нежирного нынешнего бюджета. А вот в случае электронной фиксации проезда положить выручку “не в тот карман” будет проблематично. 
К слову, если руководству автопредприятия интересно, я могу восстановить дату и время того проезда, когда у меня не хотели принимать карту: история поездок фиксируется с точностью до минуты, с указанием конкретного автобуса. Мало того, можно без особого труда составить точный анализ пассажиропотоков — найти решение той задачи, которая прежде решалась с использованием бюджетных денег, с привлечением живых людей, которые “по головам” считали пассажиров. И не факт, что точно, а не приблизительно.
Почему я так подробно говорю сегодня о “транспортной карте”? Да потому, что, во-первых, депутаты внесли изменения в нормативные документы и обязали управление по транспорту и связи внедрить электронный проезд на всем муниципальном транспорте. Начальник управления Александр Адамовский выглядел несчастным, однако нашел в себе силы согласиться с мнением депутатов и уверить, что к 1 мая текущего года перевод состоится. Что само по себе “тянет” на сенсацию, если вспомнить упорство, с которым сей руководитель противодействовал нововведению, которое уже внедрило на своих автобусах значительное число предпринимателей Новокузнецка.
Во-вторых, потому, что то же пассажирское автотранспортное предприятие № 4 устами Андрея Опекунова огласило финансовые результаты 2016 года, согласно которым ПАТП-4 не просто не сводит концы с концами, а финансируется из бюджетных источников на 318,9 миллиона рублей в год — при общем уровне расходов в 490,9 миллиона рублей. Себестоимость провоза одного пассажира, со слов Опекунова, определена в сумме 29 рублей 75 копеек. При этом 16 рублей 84 копейки (57 процентов) покрывается финансированием из муниципального бюджета — деньгами налогоплательщиков, нас с вами. Кондукторская выручка приносит только около четверти — 27 процентов, проездные - еще 2 процента. 10 процентов приходится на компенсацию льгот. И 4 процента отнесено на “непокрытые убытки”.
Можно сделать вывод об эффективности работы. Держа в уме “человеческий фактор”, не вполне, скажем так, адекватные данные, которые иногда получаются без электронного контроля. Особенно если в таковых имеется заинтересованность… 
Сергей Бабиков.
Сергей Бабиков. Экономика 16 Фев 2017 года 2624 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.