Экономика

Чем дальше в лес, тем ближе вылез

На прошлой неделе мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов, наконец публично определился со своей позицией в вопросе внедрения электронного проезда в муниципальном транспорте
В эфире Ново-ТВ глава города высказался резко против его введения, хотя и с некоторыми оговорками. Во всяком случае, из речи Кузнецова следовало, что в обозначенные депутатами горсовета сроки - к 1 мая текущего года — муниципальный транспорт, вопреки ожиданиям, на электронный проезд не перейдет.
Впрочем, слово мэру Сергею Кузнецову: 
“…Конечно, преимущества транспортной карты и положительный эффект для муниципалитета есть… Но то, как предлагают внедрить транспортную карту, я считаю, это коммерческий проект. Интерессанты внедрения транспортной карты почему-то — это банк, определенный банк, это группа депутатов, которые поддерживают банк, и частные перевозчики. Я сейчас с улыбкой на это дело смотрю… Сейчас то, что отлажено у нас в муниципалитете, не противоречит закону и устраивает муниципалитет. Да, транспортная карта — это будет совершенство. Но для того, чтобы ее внедрить, нужно просчитать все алгоритмы, слабые, сильные стороны, преимущества, недостатки. 
…Представьте бабушку, которой надо проехать в аптеку, а для нее транспортная карта — это какая-то жуть. Спросите у нее, знает она, что это такое? К нам приезжают люди, приехали оттуда, а им сказали — а где твоя транспортная карта? Это что такое? Плюс за транспортную карту муниципалитет должен оплачивать некий процент, за то, что карта работает как средство платежа. Муниципальный транспорт — это не коммерческий проект, то, что не приносит доход, это планируемые убытки… 
…Льготники — здесь целая куча итераций, операций, процедур. Это большая работа, и она должна быть не только в отдельном городе Новокузнецке, а хотя бы в агломерации, в области… Потом все равно это должно быть в части адресной субсидии. То есть мы на карточку и льготникам должны будем положить денежки. Откуда эти деньги взять? Какой порядок? Это нужно разрабатывать, согласовывать (вздыхает). В итоге я не против. Но с бухты-барахты вот так вот делать в угоду каким-то, знаете, бзыкам… 
…Во-первых, нужно глубоко изучить вопрос третьим лицам, экспертам. Я дал задание, чтобы наши транспортники обратились в независимую экспертную организацию. Это может быть университет, факультет транспорта, могут быть экономисты. Это должна быть реальная компания, которая проверит, что будет с транспортной картой, как она будет работать. Одновременно мы должны будем изучить мнение жителей по фокус-группам… 
Потом я предлагаю все-таки все это изучить, сделать большую городскую презентацию, выйти на публичные слушания, доложить людям честно, зачем транспортная карта нужна, какой эффект мы от нее получим, что от этого эффекта будем в городе иметь. А потом спросить: можно? Можно мы это сделаем? Да, наверное, будут трудности. Ломка привычек… 
…Поэтому мы так и сделаем, мы сделаем транспортную карту, но так, чтобы она была лучше, работала очень четко, эффективно, гладко, без всяких сбоев. Но на это надо время. Осознать ошибки, исправить их…”
Местные интернет-сайты “взорвались” комментариями:
“Не унижайте наших бабушек… как будто это быдло неграмотное!.. Они получали качественное образование в Союзе! Пообразованней будут наших чинуш”…
“Как трудно заниматься выгодным делом, не преследуя при этом собственной выгоды!” (философ XVIII века Люк де Вовенарг)…
“По всей России карты работают без проблем, даже у нас в принципе начинали использование — проблем не было. Кроме палок в колёса со стороны заинтересованных, тех что 750 миллионов из бюджета тратят”…
“Полномасштабное применение транспортных карт выведет на чистую воду всю статистику по реальным, а не нормативно-высосанным из пальца, машино-часам и пассажирам. Нынешние выгодополучатели лишатся хорошей кормушки. А на фига им все это надо? Своими руками свои же доходы кастрировать?”…  И множество других, гораздо более жестких, мнений, подкрепляемых призывами “отправить нынешнее коррумпированное руководство в отставку”.
Были и голоса против введения электронного проезда:
“Если вести речь о транспорте, то хоть раз съездите на муниципальном транспорте и покажите, где идет разбазаривание. Все автобусы битком забиты людьми. А вот то, что кучка дельцов из СНД хотят от муниципалов оторвать часть пирога, внедрив свой проект — это очевидно”…
“А введение “обязаловки” для муниципального транспорта в виде приобретения терминалов, оплаты техобслуживания терминалов — для вас не распыление бюджетных средств? Это нецелевое использование”…
“Воровать можно и с транспортной картой. В Самаре некоторые частные перевозчики подпольно скупали карты и накручивали поездки на своих маршрутах. А что, технологично!”…
Камень брошен. Теперь любопытно, чем ответят депутаты горсовета, настаивавшие на введении к 1 мая электронного проезда как альтернативы бесконтрольному расходованию бюджетных средств на транспортные нужды в размере более 700 миллионов рублей в год, или 2,2 миллиарда рублей за три года. Мэр, по сути, обвинил их в некоей заинтересованности и поддержке банка (имелся в виду Кузнецкбизнесбанк, около двух лет назад внедривший транспортную карту, которая вполне успешно эксплуатируется на ряде частных маршрутов Новокузнецка). В то же время Кузнецов не предложил никакой альтернативы в плане контроля над тратой бюджетных средств в особо крупном размере.
Не выдерживают критики и посылы мэра к необходимости “глубоко изучить вопрос”, “узнать мнение жителей по фокус-группам”, “привлечь экспертов”… Может, еще референдум проведем, Сергей Николаевич? Что мешало изучить, узнать и привлечь в течение четырех последних лет? Что сейчас изменилось-то?
Позволю себе напомнить, что необходимость введения электронного проезда активно обсуждалась на самом высоком уровне с 2013 года. А в конце 2015-го сама городская администрация провела конкурс, победителем которого стал Кузнецкбизнесбанк. Но исполнения обязательств со стороны города не последовало. В течение полутора лет введение электронного проезда на муниципальном транспорте шло ни шатко ни валко и больше смахивало на саботаж; результатом стал отказ и разрыв договора со стороны ПАТП‑1 и ПАТП-4 в феврале — марте текущего года. Муниципальное трамвайно-троллейбусное предприятие внедрить у себя электронный проезд даже и не пыталось. 
Напомню также, что электронный проезд не предполагает обязательного пользования транспортными картами: оплачивать разовую поездку можно и наличными деньгами, но непременно через терминал, а не с использованием билетиков в рулонах, напечатать которые нынче не проблема. 
Между тем “дыра” в городском бюджете составляет на сегодняшний день порядка шести миллиардов рублей. И уменьшаться, увы, не собирается.
Сергей Бабиков.

Сергей Бабиков. Экономика 18 Апр 2017 года 4278 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.