Экономика

Альтернативная котельная: “облако в штанах” или реальная перспектива?

В минувшую среду в Новокузнецке состоялся “круглый стол” на тему “Внедрение современных подходов для реформирования теплоснабжения региона: новые возможности”, организованный медиахолдингом “Эксперт” совместно с секцией по законодательному регулированию энергоэффективности и энергосбережения экспертного совета комитета по энергетике Госдумы РФ и Агентством стратегических инициатив. К разговору на актуальную тему были привлечены эксперты из разных регионов России, представители региональных и муниципальных властей, энергетических компаний.
Новокузнецк не случайно был выбран площадкой для проведения “круглого стола”. Сегодня город стоит перед трудным выбором пути дальнейшего развития теплоэнергетики. Новые подходы к реформированию теплоснабжения региона и предполагают активное использование возможностей, которые предоставляет изменившееся законодательство в части модернизации системы теплоснабжения, применения новой модели тарифообразования. Итогом этой работы должно стать повышение качества услуги, предоставляемой потребителям.
Сейчас вкладывать средства в новые проекты теплоэнергетики не представляется для инвесторов привлекательным: при острой необходимости дополнительного финансирования этих проектов нет твердых гарантий, что инвестор не только получит от их реализации прибыль, но и вообще вернет свои деньги. В существующие тарифы инвестиционная составляющая, как правило, не заложена. Поэтому изменения в законодательство предполагают переход к новой модели ценообразования в отрасли — по методу “альтернативная котельная”.
Суть его в том, что предельный уровень тарифа на отопление формируется исходя из того, что потребитель может выбрать альтернативный источник теплоснабжения — например, построить свою собственную котельную. Уровень затрат на эту котельную и будет предельным при формировании тарифа, больше этого тариф быть не может. В то же время единая теплоснабжающая организация (ЕТО), которая по новому законодательству получает не только новые инструменты, но и ответственность перед потребителями, вправе предложить свой экономически обоснованный тариф, включающий инвестиционную составляющую. После согласования с региональными и муниципальными властями и с одобрения губернатора и Законодательного собрания региона тариф утверждается Региональной энергетической комиссией.
“Это предложение — не разовая, ситуативная новация, это государственная политика, планомерные действия, — рассказал заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго Алексей Храпков. — Метод “затраты плюс” изжил себя, поэтому бенчмаркинг, метод аналогов, метод эталонов — можно как угодно назвать, но движение в этом направлении уже идет и кое-где уже реализовано. Дорожной картой, которая будет принята буквально на днях, будет подробно расписано, какие подзаконные акты должны быть приняты и когда. Методика формирования предельного уровня цены по методу альтернативной котельной практически на выходе у Правительства РФ. Из 85 регионов не меньше 70 уже прислали свои расчеты не менее чем по 10 городам и предложения по корректировке модели”.
По словам Алексея Анатольевича, к принятию этой модели побудило четыре фактора. Теплоэлектроцентрали работают на двух товарных рынках — электроэнергетики и теплоэнергетики. На первом созданы конкурентные рыночные механизмы формирования цены, а в сфере теплоснабжения осталось государственное регулирование. “Дисбаланс этих взаимодействий двигает потребителя к рассмотрению иных вариантов обеспечения электроснабжением, сам по себе рынок электроснабжения давит на ТЭЦ. Важно синхронизировать эти рынки”, — сказал Храпков. Сегодня потребители активно стараются экономить, снижая затраты на энергопотребление. В итоге формируются избыточные мощности, и требуется оптимизация системы, чтобы избежать этого: централизованное теплоснабжение должно быть эффективнее децентрализованного. Цель — повысить качество функционирования систем теплоснабжения. Сейчас же теплоэнергетике катастрофически не хватает стратегических инвестиций. При выручке порядка 2,5 триллиона рублей в отрасли объем инвестиций, официально учтенных органами регулирования в тарифах регулируемых организаций по состоянию на 2015 год, — менее 90 миллиардов рублей.
Особенность метода альтернативной котельной — то, что переход на эту модель осуществим только с оценкой всех последствий применительно к конкретному муниципальному образованию. “Перед утверждением тарифа альтернативной котельной регулятор будет представлять его на общественное обсуждение, чего РЭК никогда не делала”, — напомнил Алексей Храпков. Предварительные расчеты показывают, что не во всех регионах действующие тарифы ниже предполагаемого тарифа альтернативной котельной. Более того, закон предполагает, что при разработке тарифа для потребителя по согласованию с властями региона может применяться понижающий коэффициент — как скидка ЕТО.
Пока не приняты подзаконные нормативно-правовые акты, власти на местах сдержаны в прогнозах — насколько эта модель применима в конкретном субъекте Федерации и муниципальном образовании. “Метод альтернативной котельной - для нас это крайне интересно, и мы будем пытаться найти лучшие стороны, чтобы применить это в Новокузнецке, — сказал мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов. — Но есть несколько вопросов. У нас несколько ЕТО — придется договариваться. Вопрос о принадлежности сетей — в нашем городе все сети в споре, сейчас мы готовим мировое соглашение и, я надеюсь, вернем их в муниципалитет, чтобы они стали объектом концессии. Адресная поддержка населению — в одночасье эту задачу не решить. И все эти нюансы порождают огромную нагрузку на бюджет города и области. Альтернативная котельная — это долгосрочная программа. Мы должны понять достижимые эффекты и ключевые показатели эффективности и посмотреть пролонгированный период, на который мы и инвесторы смогут рассчитывать. В остальном проблем я не вижу. Отрадно, что есть инструменты, которые помогут снизить риски и найти пути решения”. Заместитель губернатора Кемеровской области по жилищно-коммунальному и дорожному комплексу Дмитрий Кудряшов заручился поддержкой у Министерства энергетики: Алексей Храпков гарантировал помощь региону при решении вопроса о переходе на новую модель.
Компания “Т-Плюс” занимает 8 процентов рынка централизованного теплоснабжения в России и работает в таких достаточно крупных городах, как Екатеринбург, Саратов, Пермь, Киров, Ульяновск, Нижний Новгород. По словам директора по экономике и тепловым узлам Александра Вилесова, принимавшего участие в обсуждении, во всех городах проблемы примерно одни и те же: большое количество котельных при недостаточной загруженности мощностей ТЭЦ, высокий износ теплосетей (особенно распределительных), низкая энергоэффективность, отсутствие приборного учета и низкие тарифы. На вопрос, сколько, по его мнению, должна стоит гигакалория тепла, Александр Игоревич ответил: “Это зависит от того, до какого состояния сегодня система дошла. Какие-то города следили за своими мощностями — и сетевыми, и генерирующими, а какие-то в меньшей степени ими занимались, поэтому в каком состоянии они находятся, столько гигакалория должна стоить, чтобы привести систему в нормальное состояние. Везде, где сеть находилась в управлении не бизнеса, а муниципалитета, у городов было меньше возможностей вкладывать деньги, и сети находятся в относительно худшем состоянии. Практически везде, где сети отданы в концессии или отданы в управление организациям, которые являются профессиональными игроками в этой части, ситуация улучшается. Но везде надо понимать, что бесплатно не получится. Мы это проходили как регион со сложной ситуацией — Ижевск. Сейчас там заключено концессионное соглашение, большая инвестпрограмма — порядка 13 миллиардов рублей на 10 лет, и сейчас мы прилагаем усилия, чтобы привести сеть в порядок, чтобы не было никаких вопросов ни по надежности, ни по эффективности. Надеемся, что в том числе эта конференция поможет привлечь к этой проблеме большое внимание, и власти начнут анализировать для себя возможности”.
Пожалуй, наиболее точно охарактеризовал проблему взаимодействия между инвесторами и региональными властями вице-президент экспертно-аналитической дирекции Внешэкономбанка Петр Безукладников: “У генерирующей компании сейчас в принципе достаточно неплохое финансовое положение. Почему они не инвестируют? Не из-за того, что они недостаточно патриотичны. А потому что есть рассогласование в целях. Если для органов власти инвестиции — это средство, а цель — оптимизация систем теплоснабжения и сдерживание роста цен на тепловую энергию для конечного потребителя, то для инвестора, наоборот, оптимизация — это средство для того, чтобы получить возврат на инвестиции в достаточной для него сумме. Это естественное экономическое поведение. Пока мы этого понимания на всех уровнях не достигнем, мало будет инвестиций с гарантированным возвратом, соответственно, инвесторы будут делать это осторожно, а банки будут крайне неохотно туда [в инвестиционные проекты] заходить, потому что не будет гарантий, что эти инвестиции вернутся и это не будет видом благотворительности”.
В Кузбассе опасения инвесторов — больше вдвойне. Причиной тому — пресловутая КВД, компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций из бюджета. Мера социальной поддержки, которая оказывается всем жителям независимо от уровня их благосостояния, — отличительная особенность региона. И сегодня она стала серьезным препятствием для инвестиций. 
“Отрасль теплоснабжения является достаточно капиталоемкой, окупаемость инвестиций, которую мы заложили в модель, — 10 лет, соответственно, инвестор будет приходить в масштабные проекты с этими параметрами окупаемости, — сказал Алексей Храпков. — Но особенность бюджетной поддержки в том, что мы бюджет принимаем трехлетний, для инвестора это становится элементом риска. Предсказуемость бюджета ограничена трехлетним горизонтом планирования. Это, конечно, накладывает свой отпечаток, и долгосрочный инвестор, который приходит с большими, “длинными” инвестициями, будет более требователен. И этот вопрос в поисках компромисса при обсуждении перехода на эту ценовую модель  — какие формы бюджета и как будут реализовываться в качестве поддержки со стороны бюджета. И в этом отношении мне представляется более качественной формой поддержки — субсидии не ресурсоснабжающей организации, а гражданам, нуждающимся в такой поддержке. Которая может сама по себе носить долгосрочный характер. И к этому, как мне представляется, инвесторы отнесутся с большей уверенностью”.
107_08_2017.jpgВ то же время власти области и города не спешат давать твердых обещаний и называть конкретные сроки. Дмитрий Кудряшов сослался на необходимость выполнять требования федерального законодательства, которое ежегодно устанавливает предельные индексы роста тарифов. Мэр Новокузнецка уверен, что необходимо разработать дорожную карту по переходу к полному отказу от КВД и к адресной помощи нуждающимся в ней. А генеральный директор Сибирской генерирующей компании Михаил Кузнецов считает, что отказаться от бюджетной компенсации можно за один год.
“Самое первое, что отличает Новокузнецк от остальных городов, - это большой объем бюджетных субсидий для населения, и пока это будет, никакой инвестор не возьмется вкладывать деньги, - сказал Михаил Варфоломеевич. - Пока бюджет един в двух лицах - как регулятор и как финансист, будет так: ты что-то сделаешь, а тебе говорят — молодец, спасибо, нам теперь будет полегче. Нет, так не будет. Сначала надо навести порядок с точки зрения оплаты: люди в Новокузнецке, как и во всей стране, должны оплачивать потребленное тепло. После этого нужно, чтобы та альтернативная котельная, о которой мы сегодня говорим, уже обросла нормативным “мясом” и стала не проектом, а полноценным законом. А дальше уже черед технических решений. Мы говорили с мэром и с вице-губернатором о том, что нами расчеты сделаны, они, что называется, “в крупную клетку”, но они показывают, что расчеты в принципе жизнеспособны, дальше надо садиться и просчитывать уже аккуратнее, до деталей, делать проекты, но эта работа кропотливая, и она затратна в первую очередь по человеческим ресурсам. Потому что в это должны включиться лучшие люди, которые работают в нашей компании. Мы будем делать это тогда, когда будем понимать, что это необходимо”.
Сибирская генерирующая компания еще в 2014 году разработала предварительный проект модернизации системы теплоснабжения в Новокузнецке, но за это время, как сказал Михаил Кузнецов, “сети не помолодели”, и все требует новых расчетов. Но — при условии, что инвестор увидит перспективу эффективности этой работы. “Обновлять и вкладывать деньги мы будем тогда, когда будем видеть перспективу для бизнеса, — подчеркнул он. — У Кузнецкой ТЭЦ есть резервы для дополнительного отпуска тепла, что повысит ее экономическую эффективность. Если мы заместим Центральную ТЭЦ, мы объединим контуры и уберем невыгодный источник, а выгодный сделаем еще более выгодным. Было несколько вариантов, сегодня вызрело решение, что нужно вести магистраль практически в обход города. Затраты составят пять миллиардов, сумма немалая. Но, учитывая полезный отпуск тепла, этот проект не выглядит нереализуемым. Как только будет перспектива войти в него, мы посчитаем с большим качеством и оценим затраты и эту пресловутую эффективность намного более точно. А для этого нужно принять эту альтернативную котельную, чтобы она из “облака в штанах” сделалась реально работающим механизмом”.
Предполагается, что необходимая нормативная база для применения модели альтернативной котельной будет утверждена к лету 2018 года. Насколько эффективна она для Кемеровской области, регион сможет оценить, когда будут сделаны все необходимые расчеты. Однако время работает против нас: системе теплоснабжения требуется модернизация - и с каждым годом эта проблема становится все более острой.
Ольга Осипова. 
Виктор Гагарин (фото).

Ольга Осипова. Экономика 05 Дек 2017 года 3736 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.