Досуг

Путешествие к Изумрудному Будде

(Продолжение. Предыдущая часть.)
День двенадцатый. Пробег 87 км
Пасмурно. Дождались, когда запахнет вкусным из кафе, поели супчик pho и поехали. Уже и проехали немало, а тухлой рыбой продолжает вонять. Андрей говорит, что это классический запах Азии. По-моему, о нем даже какой-то великий поэт писал в своем бессмертном произведении.
Лаосская деревня в горах имеет, как правило, одну улицу, она же дорога. Домов, которые жмутся к склону горы, или мало, или вообще нет. В основном все дома жмутся к пропасти. Задняя часть домов стоит на высоких сваях, практически как бы висит над пропастью. В пропасть стекают все нечистоты. Следует сказать, что лаосцы очень чистоплотны. Даже сегодня, в такой холодный день, мы часто видим, как они моются с ног до головы, поливая себя из шлангов. Женщины умудряются все это проделать на виду у всего мира, как-то хитро заматываясь в простынь. Постоянно женщины заняты стиркой. Если не стирают, то вышивают или плетут из тростника или шьют на швейных машинках “Зингер”. И при этом одновременно водятся с детьми. В общем, вся деревенская жизнь проходит на обочине дороги. Здесь они все производят и сушат и перерабатывают все произведенное.
Так же как и вчера едем, подрезая склон хребта, теряя и набирая высоту. Третий день автомобильный трафик очень маленький. Встретили группу велотуристов из ЮАР. И мы, и они очень были удивлены. Опять наш проклятый языковой барьер не позволил нормально пообщаться.
Самая высокая точка, с которой начался глобальный спуск, — 1423 метра. Спуск настолько глобальный, что длился непрерывно ровно 20 километров. Реально устаешь ехать вниз. Внимание притупляется. Очень опасно.
Петино колено опять запульсировало болью. Опять он жует кеторол. Кеторол реально дает ему возможность ехать. Петя не просит никаких поблажек, передышек. Спортивная закалка способствует выработке спортивной злости.
На ночь встали в глухом темном лесу, проехав метров 300 за одну из деревушек. И тут произошло два события. Одно комичное, другое полукомичное.
Еще в Тае мы купили три пакетика лапши. Сегодня задумали их сварить. Когда вода закипела, Андрей спокойно так говорит: “Давай рис”. А что лапша? Оказалось, что в мешках с лапшой, как мы считали, желтые резинки, которыми купюры и бигуди закручивают. Анекдот. Внимательнее надо быть в азиатских магазинах. Можно вместо чечевицы удобрение на ужин прикупить. Пришлось нам доваривать последний рис.
Дальше произошло что-то такое, что мы и сейчас не знаем, как расценить. Видимо, мы расслабились и фонарями своими светили постоянно, и беседовали громко о чудесах превращения лапши в резинки. Хорошо поев, уже в темноте, мы стали устраиваться в палатке. Но тут к нашему, как мы думали, укромному убежищу подвалили с фонарями восемь местных мужиков с карабинами и тесаками. Они еще издалека начали кричать: “о’кей, о’кей”, — видно, чтоб мы не обкакались от испуга, сразу обозначив добрые намерения, потом пожали руки, но пояснили, что тут нельзя “ту слип”, надо идти в деревню “ту слип”. Пытались объяснить, что тут “кирдык” и “секир башка”. Жестами, конечно. Прямо хватали наши велики и пытались их увезти из леса. Изображали то ли тигра, то ли Кинг-Конга. Даже пытались дать нам телефон, на другом конце которого кто-то по-английски пытался нам что-то объяснить. Даже стыдно стало, что “ви а фром Раша”, и “доунт спик инглиш”. Хотя лаосцы, узнав, что мы из России, даже как-то смягчились. Но категорически нельзя “ту слип”. Пришлось собраться и уходить. Правда, в деревню мы с ними не пошли, сказали, что будем добираться до Луанг Прабанга в отель (это 40 километров). Не пошли в деревню не потому, что боялись, просто уже не хотелось лишнего общения. Хотелось спокойно лечь и спать.
P.S. Костя Желваков написал мне, что в Лаосе действительно есть тигры. На севере Лаоса даже вдоль дорог стоят указатели “Осторожно — тигры”. И что они, бывает, подходят близко к деревням. Когда охотники находят след тигра у деревни, все население оповещается и люди ведут себя втройне осторожно. Особенно опасно, если это тигрица с тигрятами. Костя много слышал о таких случаях, беседуя с лаосцами через переводчика, знающего английский.
День тринадцатый. Пробег 111 км
Сегодня видел переползающую дорогу змею. Она была песчаного цвета, и я прямо осознал, как нелегко ее рассмотреть на земле. Много также раздавленных змей на дороге. Наверное, из-за близости реки. Змеи самых разных цветов: серые, желтые, зеленые. Все длинные, от полуметра и больше, и тонкие, как глисты.
На 104-м километре уходим влево от реки на невысокий перевал. Пока на перевале ждали с Андреем Петю, толковали, что как хорошо, что сегодня он красавчик и кеторол не глотает. И тут Петя скачет снизу на одной ножке. Расслабились, забыли, что мы под колпаком. И язык надо держать за зубами. Мысли, кстати, тоже надо где-то прятать.
Скатываясь с перевала, смотрим по сторонам: в каких бы кустах заночевать? И вдруг вон оно — футбольное поле возле школы. Правда, на его краю ребята играют в одни ворота. Мы подъехали, показали, что мы хотим тут “ту слип”. Услышали в ответ: “О’кей”. Поставили палатку и стали варить рис с консервой. Ребята играли до темноты, потом просто ушли, и все. Мы спокойно спали.
День четырнадцатый. Пробег 81 км
Селения следуют без перерыва одно за другим. За 15 километров до города Pak Mоng дорога стала очень плохой. Большие участки разбитого асфальта, много фур и пыли.
В Пак Мунге завтракаем в кафе и закупаемся продуктами на спецучасток, который нам предстоит проходить сегодня и завтра.
Через 12 километров после Пак Мунга свернули влево на грунтовку к городку Muang Khua. Этот отрезок в 80 километров мы придумали как альтернативу передвижения до этого Muang Khua на лодке по реке Nam Ou. Мы экономим как минимум 120 долларов. Плюс этот участок был нам интересен, и он оправдал наши ожидания. Скорее всего, это велосипедное первопрохождение. Хотя лавры велопионеров нас нимало не волнуют.
Первые 19 километров едем по строящейся китайцами дороге. Работают экскаваторы и самосвалы. Деревень пока много. Люди везде снуют. Дрова возят на мопедах волоком, бамбук режут, снопы какие-то таскают на полях, на рисовых чеках чего-то мотыжат. Жизнь трудовая кипит.
Через 19 километров строительная техника исчезает, начинается обычная наша “русская” грунтовка, только красного цвета. Дорога очень красивая. Пятнадцатипроцентные подъемы и спуски. Посреди какой-то деревеньки у Андрея лопнула спица. Пока осматривали поломку разглядели сквозь колесо школьный стадион. Сам Бог велел идти туда ремонтироваться и жить до утра.
От домиков несется тихая национальная лаосская музыка. Она спокойная, мелодичная и не набивает оскомину в голове.
На этот раз ребятишки возле палатки торчали долго, все им было интересно. Велосипеды разглядывали, горелку, палатку. Едва они ушли в темноту, мы отключились моментально.
День пятнадцатый. Пробег 52 км
Сразу начинается тяжелый рельеф. В гору только пешком, иногда и рюкзак на плечи вешаешь. Уклоны нереальные. Стены. Но грунтовка без камней и ухабов, так что толкать можно.
На нашем пути было два селения. В обоих мы вызывали небывалый ажиотаж. На нас выходили посмотреть буквально все жители. А ребятишки сопровождали довольно долго, даже помогали толкать велосипеды вверх. Благо было настолько круто, что дети поневоле теряли к нам интерес. Во втором селении, которое казалось диким и не видавшим белых людей, к нам подошел парень и на приличном английском выдал информацию о дальнейшей дороге до Muang Khua. Это очень нас поразило.
Еще я научился произносить название “Muang Khua” так, чтобы меня поняли. Ибо, если ты просто скажешь: “Муанг куа”, тебя не поймут. Сказать надо особым образом, подражая лаосцам, пропеть, а вернее, первое слово промяукать, а второе проквакать в определенной тональности. И тогда ты получишь в ответ улыбку и “О’кей”.
Через 30 километров с этой мопедной грунтовки вылезли на более широкую грунтовку с бетонными столбами ЛЭП. Высота 1230 метров. Продолжаем набирать высоту, траверсируя и лавируя. Выехали на плато, откуда начинается спрофилированная и утрамбованная дорога. Но наш трек уходит вправо по очень плохой дороге. Решаем не рисковать и ехать по треку. Ох, и намучились мы на этом отрезке. Опять подъемы и спуски, да еще на волосок от края пропасти.
Оказалось, зря мучились. Опять выехали на эту новую строящуюся дорогу. И уже по ней неслись вниз до самого Muang Khua. Сбросили 900 метров высоты.
Там заселяемся в гест, объедаемся всем подряд. Были бы летучие мыши, и их бы съели.