Досуг

Лето-2016. Рыбная неделя

На это лето были планы половить лососей там, где ни разу не были, где мало людей, но без лишнего экстрима, напиться чистейших воздуха и воды.
Первый вариант, в Якутии, не прошел бюджетного и временного ценза: дорого и долго, 15 дней сплава по притоку Витима. Второй, по реке Большая Купка в Омсукчанском районе Магаданской области, был вдвое дешевле и укладывался в 10 дней вместе с дорогой. Его и приняли.
(Продолжение. Начало в № 95.)

Большая Купка, приток Колымы, течет из Магаданской области в Якутию. Река в спортивном отношении неинтересная, а вот для рыболовов — совсем иное дело. Команда участников составила семь человек. Дорога от Магадана туда и обратно по 600 километров, из которых 500 — частично асфальт и различная гравийка, а 100 — протоптанная по каменным осыпям автомобильная тропа с частыми бродами, лишь в самых сложных участках корректированная бульдозером.
Путь к реке в будке оборудованного мягкими сиденьями трехмостового КамАЗа занял более суток (с ночевкой в комфортных условиях) и скрашивался меняющимися за окном пейзажами: непривычные рельефы гор, реки, озера, тундровые долины, покрытые ягелем, заросшие голубикой, оживляемые буйно цветущими полями иван-чая и рассказами нашего гида Алексея Николаевича Кожухова, бывшего десантника и в прошлом жителя города Камень-на-Оби, про особенности местной рыбалки, охоты, жизнь промысловиков, среди которых, по его словам, осталось совсем мало местных жителей.
Наш прибывший раньше всех участник, Павел, встретился накануне с медведем. Благо лето, медведь был сыт и не проявил никакой агрессивности. Наслушавшись рассказов про гуляющих по местным рекам медведей, мы добрались к реке только к вечеру.
Оставался примерно час до захода, мы сразу же схватили спиннинги и собрались на рыбалку. Наши организаторы, понимая это нетерпение, подвезли нас еще с полкилометра через участок тундры прямо к месту ловли и вернулись ставить лагерь.
Удача пришла сразу же: менее чем за час, пройдя по берегу не более сотни метров, мне удалось вытащить “на муху” десяток очень приличных хариусов; еще четыре оборвали поводки, и было не менее пяти сходов крупных рыбин. Наш гид сказал, что самый крупный хариус ловится на блесну, и, поставив небольшую “вертушку”, я тут же выловил более крупного хариуса, а еще один сорвался у берега.

Да… такого клева никто из нас не ожидал, и плохое настроение после трясучей дороги сразу улетучилось. Собравшись у костра, мы быстро сварганили уху из трех десятков отборнейших хариусов, с рюмкой водки и головешкой, и тут же сделали “пятиминутку”, малосольного хариуса. Сразу после ужина я при свете фонарика поменял все поводки на мушках на более толстые - 0,3 миллиметра, выдерживающие на разрыв более восьми килограммов, и приготовил десяток некрупных блесен. Все разговоры у костра были, естественно, о том, что завтра прямо с утра идем рыбачить. Во сколько? Сразу, как рассветет.
Светает на Севере рано. В 5 часов утра четверо самых азартных вышли на реку. Клев начался сразу же, и, пройдя три речных переката, я к 9 часам уже понял: хватит! Рюкзачок с уловом заметно тянул спину. Среди выловленных хариусов оказался и один вчерашний, с моей оторванной “мухой”.
Собравшись у костра, мы увидели, что улов у всех отменный и по количеству, и по размеру, решили тут же пожарить рыбу: хватило всем десяти участникам с избытком. Отдельная кулинарная тема — это жареные хариусовые потрошки, которые мы готовили каждый день, и печенный на решетке хариус. Передать словами нельзя, а попробовать можно только у костра на реке, что мы и делали ежедневно. За первое утро рыбалки я заполнил две небольшие приготовленные для засолки емкости, осталось в достатке и на жареху.
Встал общий вопрос: что делать дальше? Хариус ловился крупный и в большом количестве, поэтому, по совету наших сопровождающих, решили перейти на ловлю блесной более крупных рыб, надеясь и на лов ленка. Получилось неплохо, и ленков смогли поймать несколько штук, и хариус на блесну попадался заметно более крупный.
Но уже на третий день мы наловились “до упора”, и, видя это, наши гиды Алексей Николаевич, его сын Евгений и Алексей Мякота предложили на денек заехать на соседнее горное озеро, красивое и рыбное. Мы без колебаний согласились, в надежде на новые впечатления, хотя и усомнились в рассказах о живущей в озере 15-килограммовой мальме.

Доехали за полдня, в приподнятом настроении, по дороге не переставая восхищаться пейзажами. Наш компаньон Александр, заядлый рыболов и фотограф, за время путешествия сделал более 1300 снимков. Горное озеро впечатлило — оно огромное, красивое и глубокое. Быстро поставив палатки недалеко от старой избушки геологов, мы уселись в надувную лодку, отошли от берега и начали блеснить на глубинах 15 — 30 метров, не сильно веря в успех.
Процесс очень напоминал зимнюю ловлю: опускаешь колеблющуюся блесну до дна прямо под лодку и начинаешь ею размашисто “играть”. Неожиданно начал ловиться озерный голец — мальма, некрупный, до 1 килограмма весом, но поднимать его из темных глубин озера было очень спортивно.
Вдруг Александр, уже выловивший штук пять красивейших гольцов, обреченно опустил спиннинг: сообщил, что случился зацеп за дно, а блесна “колебалка” у него одна такая. Поворачиваюсь к нему, чтобы как-то помочь, и вижу, что леска его спиннинга, натянутая до предела, “гуляет” по поверхности воды, то есть “зацеп” в глубине перемещается и сопротивляется! Значит, что-то попалось.
Все четверо находящиеся в лодке стали переживать и давать советы по выуживанию неизвестной рыбины. Минут через 5 - 7 Александру удается постепенно поднять из глубин большую мальму, подхватить ее у борта за блесну и втащить в лодку, где она и сорвалась, разогнув не раз проверенный рыболовный крючок-“тройник”. Мы в восторге продолжили ловить, но крупных рыбин больше не было. Вернувшись к палаткам, узнаем, что наши оставшиеся на берегу коллеги тоже не оплошали и выловили три больших мальмы и с десяток помельче. Взвесив рекордные экземпляры, видим, что они немного не дотянули до трех килограммов.

Завершение рыбалки получилось оптимистичным, мы закоптили некрупных гольцов и на следующее утро выдвинулись к промежуточному лагерю, базе рыбодобывающей компании “Тайга” в 400 километрах от Магадана. По пути сфотографировались на сохранившейся в августе наледи, сверкающей, как яркий бриллиант в пойме таежного ручья.
Рыбалка на реке завершилась, дав нам массу положительных эмоций и поставив неожиданный вопрос: после такого рыболовного счастья сможем ли мы ловить где-то еще?
Время покажет. А на следующий день мы собирались половить рыбу в Охотском море в районе мыса Чирикова. Вставать предстояло рано, поэтому после легкой баньки и душевного ужина мы быстро уснули под тарахтенье дизельного генератора, успев перед сном посмотреть новости Олимпиады.
Юрий Буланов. Фото автора.