Публикации

«Актёр должен быть порядочным»

В этом году Новокузнецкому драматическому театру исполняется 75 лет, более трети из них связаны с именем Р.И.Риккер. Городская газета писала о ней всего два раза: первый — в 1969-м на 50-летний юбилей творческой работы, после которого актрису проводили на пенсию, и второй — за год до её смерти, в 1991 году. Наверное, это не совсем справедливо — так мало сказать о человеке, больше половины жизни которого было связано с драматическим театром Сталинска-Новокузнецка.Многие знают её как Риту Исааковну Риккер. Настоящая её фамилия — Дрикер. Рита Исааковна родилась в 1902 (04‑м — ?) году в Одессе, где и окончила балетную школу, с которой в дальнейшем предполагала связать свою жизнь. Но жизнь распорядилась иначе. В 1937 году актриса вместе с мужем Анатолием Владимировичем Анатольевым прибывает в Сталинск. Как раз в те годы в Сталинском драматическом театре формируется труппа, ядром которой и стали супруги. Город, где их никто не встретил, произвел унылое впечатление. Но все же романтика тех лет, сильная труппа, перспективный репертуар театра помогли перебороть ощущения неясного будущего.
Рита Исааковна для старожилов — легенда сцены. Легкая, хрупкая, интеллигентная, всегда с сияющими глазами — такой она осталась в памяти очень многих. Ей доставались разноплановые роли, очень долгое время она работала в амплуа субретки — бойкой девушки, что наверняка являлось отражением и её собственного характера. Более же всего ей был близок образ лирической героини, лирической по-тургеневски, но не в канве соцреализма тех лет.
В годы Великой Отечественной войны театр был временно эвакуирован в Ленинск-Кузнецкий, в госпиталях которого актеры давали ежедневные спектакли раненым бойцам. Помимо сложных спектаклей по пьесам классиков формировались агитбригады с типичными для тех лет названиями: «Жгучий уголек», «Уголь фронту»… Но в те военные годы день актера был однообразен: с утра обычно погрузка угля, затем репетиции, вечером спектакли. После возвращения театра в Сталинск муж актрисы возглавил его работу.
Судьба Риккер складывалась не очень счастливо — при жизни она потеряла дочь, сестру, мужа, но никогда она не показывала своих эмоций на людях. Даже когда её проводили на пенсию в 1969 году, единственное, что она произнесла, придя домой, было: «Вот и кончилась моя жизнь в театре». Вообще Рита Исааковна часто повторяла: «О театре надо говорить только в театре». Вероятно, именно так проявлялось её дореволюционное воспитание, эта ставшая теперь классическим образцом интеллигентность, удивительно сочетавшаяся с высокой внутренней культурой и моралью. Отсюда и другая её мысль — «Актер должен быть порядочным», притом порядочным в отношениях со всеми людьми: друзьями, близкими, знакомыми. Такая жизненная позиция позволила ей сохранить дружбу многих людей, в том числе и молодежи, с которой Рита Исааковна очень любила общаться. Часто во время спектаклей, в которых она не была занята, актриса смотрела из-за кулис, как играют молодые актеры. Её оценки были очень ценны. Так, благодаря именно ей возник интерес к актерской профессии у Олега Павловца, до сих пор хранящего нежную память о своем педагоге. По его словам, она всегда внимательно относилась к любому творчеству, всегда была полна желания работать с любым режиссером и выходить на сцену, никогда не унижала и не обижала замечаниями актеров. Частым гостем в доме Риккер был и Станислав Сафонов. Молодежь называла её ласково — «Ритуся», на ты, но ничего оскорбительного в этом не было. Даже после ухода на пенсию в 1969 году она занималась подготовкой молодежи в театральные институты, делая это совершенно бескорыстно. Об «обратной связи» свидетельствует такой случай. Однажды с выездного спектакля возвращался автобус с труппой. Шел дождь, было уже темно, и вдруг автобус застрял посреди огромной лужи. Риккер выходила последней, и ей не позволили сойти, а подхватили на руки и бережно перенесли на сухое место!
Отличительной чертой Риты Исааковны была постоянная забота о людях. К ней можно было обратиться по любому вопросу — достать медикаменты, устроить детей в детский сад, больницу. Не занимая никаких административных должностей в городе и театре — из-за «пятой графы» (национальность), не став по этой причине даже заслуженной артисткой, она тем не менее была очень любима в городе.
Являясь на протяжении многих лет ведущей актрисой театра, Рита Исааковна играла героинь мировой классики — Марию Тюдор из одноименной пьесы, Раневскую в «Вишневом саде», Дездемону в «Отелло», героинь пьес Чехова, Горького, Островского, в общей сложности около 150 ролей. В последние годы творчества она запомнилась зрителю и как тетушка из сказки «Пеппи Длинныйчулок» — в коротеньком платье, гольфах, с бантиками на голове, бабушка из «Снежной королевы», мать семейства в «Детях Ванюшина». А когда в 1983 году на 50-летний юбилей театра были в хронологической последовательности показаны сцены из лучших спектаклей силами действующих актеров и неожиданно ведущий объявил, что сейчас выйдет первая исполнительница роли Беатриче в спектакле «Много шума из ничего» Рита Исааковна Риккер, многие не поверили. Она прошла через весь зал под бурные аплодисменты восторженных зрителей.

Алла Мождженская Публикации 31 Июл 2008 года 44 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.