Правительство отказывается от автоутиля

Мировой опыт свидетельствует о том, что подобные программы не продлеваются на срок более трех лет

Российские автолюбители с большой вероятностью могут проститься с программой утилизации отечественных машин в 2017 году, сообщает в пятницу «Коммерсант» со ссылкой на источники в отрасли. Официального подтверждения этой информации пока нет. Во вторник министр промышленности Денис Мантуров заявил, что дальнейшие меры господдержки автопрома будут предложены в конце текущего года и не стал уточнять точную дату.

Справка Русской Планеты

Программа утилизации автомобилей была запущена в сентябре 2014 года и продлялась в 2015-м. Ее суть сводится к стимулированию продаж новых авто отечественного производства. Автовладелец сдает в утиль свою старую машину и получает скидку на приобретение новой. Размер дисконта варьируется от 50 до 350 тысяч рублей. При этом дилеры получают от государства соответствующую компенсацию. Граждане получили возможность на более-менее приемлемых условиях покупать модели УАЗ, ВАЗ, Skoda, Ford, Nissan, Citroen, Renault, Opel, Volkswagen, SsangYong.

Продажи уходят в пике

По данным газеты, в настоящее время в правительстве идут консультации по поводу будущего программы автоутилизации. В 2015 -2016 годах она обошлась бюджету в 45 миллиардов рублей. Только за январь—август 2016 года по данной программе были проданы 263,7 тысячи авто, причем как минимум треть из них сошли с конвейера АвтоВАЗа, неспособного жить без господдержки.

В случае отмены программы утилизации рынок продаж неизбежно рухнет. Спорить можно ли о том, насколько будет велико падение. Несмотря на усилия государства, экономический кризис тащит производителей и дилеров на одно. Согласно сентябрьской статистики АЕБ, продажи автомобилей в августе 2016 года на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За январь-август 2016 года граждане приобрели на 14,9% меньше машин.

Отрицательную динамику в минувшем году продемонстрировала тройка самых популярных моделей Kia Rio, Hyundai Solaris и Lada Granta. Ростом продаж может похвастаться только Volkswagen Polo, Rapid Skoda, Nissan Qashqai и Toyota Camry. В этом году сильнее всего обвалится рынок легковушек. Рынок грузовиков пока ужался только на 3%.

Программа автоутилизации в значительной степени поддерживает спрос на модели АвтоВАЗа, Горьковского автозавода, Ford Sollers, Renault и Kia. На АвтоВАЗе утверждают, что в 2015 году по программе были реализованы 40% машин. В прошлом году Ford Sollers продал свыше 50% моделей, Renault- более 49%, Kia — 10%. При отмене программы ГАЗ ожидает падения продаж на 17-20%.

Палка о двух концах

«Коммерсант» пишет, что система распределения субсидий по программе утилизации не была идеальной и не устраивала Минпромторг. Отсутствие четкой системы могло стать одним из «раздражающих» факторов для правительства. Минэкономики выступает против продолжения программы утилизации. В ведомстве считают, что она создает эффект «отложенного спроса» и прогнозируют обвал продаж. «Чем дольше откладывать остановку программы, тем сильнее будет падение», — утверждают в Минэкономики.

Мировой опыт свидетельствует о том, что подобные программы не продлеваются на срок более трех лет. Проблема в том, что рост продаж происходит благодаря перетягиванию спроса с более позднего периода. Пользоваться этим ресурсом несколько лет опасно для будущего развития автопрома. Данная мера эффективна, когда государству необходимо оказать краткосрочную поддержку авторынку в период кризиса.

С точки зрения конкуренции долгосрочная программа утилизации неприемлема: производитель и дилер привыкают к высокому спросу и теряют стимул к совершенствованию бизнеса. При этом немалая нагрузка ложится на бюджет. Средние затраты государства на одну проданную машину составляют 100-150 тысяч рублей, в год — более 20 миллиардов. В текущих экономических условиях государству имеет смысл подумать как минимум о сокращении расходов.

Программа утилизации — это палка о двух концах. Правительство оказало серьезную помощь автобизнесу и уберегло его от банкротства. Возможно, власти рассчитывали, что в течение двух лет кризис достигнет дна и экономика выйдет из рецессии. Однако прогнозы на 2017 год выглядят достаточно мрачными и искусственное поддержание спроса на машины отечественного производства проблему не решит.

В данном случае выбор стоит между плохим и очень плохим. Плохой вариант — это отмена программы утилизации, которая, по разным данным, обвалит рынок на 5-20% и заставит правительство ломать голову на тему того, как вновь спасать АвтоВАЗ. Очень плохой — заключается в том, что программа утилизации похоронит авторынок после 2017 года, если, конечно, российская экономика чудесным образом не выправится.

nnm.me

admin 19 Сен 2016 года 524 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.