Минобороны оценило состояние флота

Научно-исследовательский флот Федерального агентства научных организаций (ФАНО), Росгидромета и Роснедр пришел в «катастрофическое и кризисное состояние». Как сообщает «Коммерсантъ», об этом заявило Минобороны в докладе о состоянии национальной безопасности РФ в области морской деятельности.

Средний возраст научно-исследовательских судов Росгидромета неограниченного района плавания составил 34 года (за исключением НИС «Академик Трешников»), а возраст пяти судов ограниченного района плавания — 35 лет. С 2013 года из-за отсутствия бюджетных средств ведомству ежегодно приходилось выводить суда из эксплуатации из-за их износа. Оставшиеся НИС «могут полностью прекратить работу в ближайшие годы», что приведет к остановке всех экспедиций по мониторингу внутренних морских вод и территориального моря РФ. В 2016 году ведомство провело 21 морскую экспедицию, в основном по заказам нефтегазодобывающих компаний.

Средний возраст НИС ФАНО (13 судов неограниченного района плавания) также составляет 34 года, техническое состояние — неудовлетворительное. Все суда имеют неэкономичные двигатели, оборудованы маломощными, малопроизводительными техническими средствами. Из-за недостаточной автоматизации судовых систем и механизмов приходится держать увеличенный по сравнению с иностранными аналогами экипаж. В результате невозможно расширять географию и интенсивность морских экспедиций. В 2016 году ФАНО провело 39 научных экспедиций во всех морях РФ и «стратегически важных» районах Мирового океана.

У Роснедр четыре специализированных судна океанского класса общим водоизмещением около 20 тыс. тонн. В 2016 году морские организации ведомства выполнили 15 экспедиций. НИС Роснедр созданы на базе рыболовецких траулеров по техническим требованиям 1970-х годов, а сданы в эксплуатацию в 1980-х. Их средний возраст в 2016 году составлял 28 лет при заложенном сроке эксплуатации 20–25 лет. В 2013–2016 годах суда Роснедр были частично реконструированы, и срок их эксплуатации был продлен на пять—восемь лет, но уже через несколько лет начнется списание.

Для восстановления экспедиционной работы в полном объеме необходимо создавать суда нового поколения. Эту задачу можно решить, если начнет действовать федеральная целевая программа «Мировой океан», которая предусматривает строительство таких судов. В ФАНО отмечают, что с каждым годом научные суда требуют все больших средств на текущие и регистровые ремонты, что уменьшает доступные средства для проведения научных экспедиций. Бюджет на эти цели в 2016 году составил около 900 млн руб., тогда как строительство даже не самого большого научного судна обходится в 4,5–5 млрд руб. и агентство не располагает такими средствами.
===

Путь к вечному причалу
По мнению врио директора Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН Алексея Сокова, после распада СССР финансирование научно-исследовательского флота происходит по остаточному принципу и «ясных перспектив не видно». По его словам, ФЦП «Мировой океан» не поддерживает Минфин, хотя текущий вариант программы уже сильно урезан в части закупок судов. Но старые суда очень дорогие в эксплуатации, с возрастом растет стоимость ремонта, подчеркивает Алексей Соков. «Если десять лет назад на ремонт одного судна можно было затратить 20 млн руб., то сейчас нужно более 50 млн руб.»,— добавляет он. Новые суда фактически не строятся, единственным исключением стал спущенный в 2011 году на «Адмиралтейских верфях» по заказу Росгидромета «Академик Трешников».

Между тем рыночная поддержка научных исследований фактически прекратилась. До 2013 года, пояснил Алексей Соков, только 10% расходов института покрывалось за счет государства, остальное обеспечивали коммерческие заказы от крупных нефтегазовых компаний, которым для изысканий на шельфе необходимо было провести морские работы. «Но сейчас таких заказов почти не осталось,— подчеркивает господин Соков.— Между тем бюджетные средства на ремонт выделяются только на экспедиционные судна, а не на простаивающие»….

https://www.kommersant.ru/doc/3427980

admin 04 Окт 2017 года 407 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.