Как чиновники хотят отучать россиян от наличных

Запретить зарплаты наличными, ограничить оплату наличными крупных покупок, ввести муниципальный налог с дифференциацией по типу платежа – Минэкономразвития и Минфин ищут способы борьбы с теневой экономикой, рассказали два федеральных чиновника и два эксперта, участвующих в обсуждении.

Решений нет, на уровень правительства обсуждение пока не выносилось, говорит один из чиновников, одна из идей – ограничить продажу автомобилей, квартир и предметов роскоши за наличные, но цена отсечения – предмет дискуссии.

Идея муниципального платежа может быть реализована не через введение налога на наличные, а через пониженную ставку НДС для платежей по карте, отмечает эксперт, участвующий в обсуждении. Есть примеры, продолжает он: налог на операции с наличными действует в Индии и Азербайджане, но только не при продажах, а при снятии денег со счета физическими лицами. Эта тема в повестке, изучаются международные примеры стимуляции безналичного оборота, знает он.

Некоторые из этих идей могут войти в план правительства по повышению темпов роста экономики в 2018–2024 гг. (ответственный – Минэкономразвития), знает один из чиновников, обсуждается блок мер по обелению экономики. В Минфине отказались от комментариев. В Минэкономразвития по существу не ответили на запрос.

Россияне пока предпочитают наличные. Держатели платежных карт за девять месяцев 2016 г. сняли 19 трлн руб. наличных, а оплатили товаров и услуг только на 8,7 трлн. Доля наличных денег в обращении, по данным ЦБ, – около 9% ВВП.

Минфин еще в 2012 г. предлагал ограничить расчеты наличными между людьми и с компаниями – сначала 600 000 руб., а затем 300 000 руб. За нарушение предполагался штраф на всю сумму сверх лимита. Помешали неготовность инфраструктуры и политические сложности, вспоминает чиновник финансово-экономического блока.

Администрировать местный налог на использование наличных можно через контрольно-кассовую технику, считает федеральный чиновник, она отражает вид платежа, а доначислять налог можно продавцу. Но ограничение оборота наличных может вызвать вопросы у Конституционного суда, опасается он.

Мировой опыт
В Азербайджане с апреля 2017 г. вступает в силу закон о безналичных расчетах. По нему объекты торговли и общепита, которые зарегистрированы как плательщики НДС и годовой оборот которых превышает 200 000 манатов, могут вести наличные расчеты только на сумму до 30 000 манатов в месяц, остальные налогоплательщики – лишь до 15 000 манатов в месяц. Зарплата должна начисляться только в безналичной форме, кроме налогоплательщиков, работающих на предприятиях торговли, общепита и услуг, годовой оборот которых не превышает 200 000 манатов. Закон предусматривает ограничение на обналичивание: банки или почтовые операторы за снятие наличных средств с банковских счетов юридических лиц и частных предпринимателей должны удерживать упрощенный налог в размере 1% от этой суммы.

К июлю 2017 г. торговые точки должны обзавестись новой контрольно-кассовой техникой.

Если это налог, который будет взиматься при реализации товаров и услуг, скорее всего речь идет о косвенном налоге, т. е. об НДС, рассуждает руководитель налоговой практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин, но маловероятно, что это будет именно дифференциация ставки НДС в зависимости от того, как выполнен платеж – наличными или безналичным способом. Форма платежа никак не должна влиять на возникающие налоговые обязательства, поскольку одним из основополагающих принципов налогового законодательства является запрет каких-либо ограничений на свободное перемещение в пределах территории России товаров или финансовых средств, указывает Калинин, вероятнее всего, это будет некий квазиналоговый платеж, который по форме не будет подпадать под ограничения налогового законодательства.

Как этот платеж ни называй, у него налоговая природа, а значит, проводить его надо через коррекцию налогового законодательства, говорит партнер PwC Максим Кандыба, даже если он муниципальный. Торговые точки могут выставлять два ценника: писать минимальную цену и делать сноску, что она касается только безналичного расчета, предполагает он.

Введение сбора – не тот способ, которым нужно бороться за обеление оборота, оценивает федеральный чиновник: «Получается, что придется платить больше, если в торговой точке не работает терминал?» А обсуждать ограничение наличных расчетов можно, например, после распространения национальной системы платежных карт «Мир», рассуждает другой чиновник (сейчас в Госдуме находится законопроект, обязывающий с 2018 г. зачислять бюджетные средства на карту «Мир» и запрещающий оборот по счетам бюджетников с использованием других карт. – «Ведомости»). Но и это не решит всех проблем, оговаривается он, по всей стране должна работать инфраструктура POS-терминалов, регионы должны быть обеспечены интернетом, а стоимость расчетов должна снижаться.

Российские автосалоны предпочитают наличные – эквайринг дорог. Доход от продажи автомобилей у дилеров уже давно низок и им крайне невыгодно брать на себя еще и расходы на эквайринг в несколько процентов стоимости покупки, а покупатели не хотят переплачивать, говорил президент ассоциации «Российские автодилеры» Олег Мосеев. Поэтому пока дилеров очень беспокоят законодательные инициативы о контроле за крупными расходами, обязывающие их принимать банковские карты, продолжает он. Но если будут найдены возможности по снижению платы за эквайринг, дилеры пересмотрят свою точку зрения. Если стоимость автомобиля при оплате картой и наличными будет незначительно различаться, то очень многие станут расплачиваться с помощью пластика, уверен Мосеев.

Это скорее практика российских автосалонов, которые говорят, что у них невысокая маржинальность и поэтому они стимулируют расчеты именно наличными, не согласен один из экспертов: недвижимость и автосалоны – последние бастионы, где наличные важны по иным причинам, нежели удобство расчетов.

Без купюр. Зачем правительство хочет ограничить наличные расчеты

Для победы над теневым сектором экономики Минфин и Минэкономразвития предлагают запретить выдачу зарплат и расчеты за покупки наличными деньгами. Редактор LJ MEDIA
Минэкономразвития и Минфин продолжают разрабатывать идею об ограничении наличных расчетов в России. В частности, речь идет о запрете на продажу за наличные деньги автомобилей, квартир и предметов роскоши.

При этом издание уточняет, что никаких решений пока не принято. Мало того, обсуждение этого вопроса пока даже не выносилось. Сейчас финансовые чиновники обсуждают предельную сумму, разрешенную для наличных расчетов. Но предполагается, что идея об ограничении наличных расчетов может войти в план правительства по повышению темпов роста экономики в 2018–2024 гг.

Минфин еще в 2012 г. предлагал ограничить расчеты наличными между людьми и с компаниями — сначала 600 000 руб., а затем 300 000 руб. За нарушение предполагался штраф на всю сумму сверх лимита. Однако идея была отвергнута правительством из-за «технической неготовности» к реализации этой идеи.

21 января 2017 года министр финансов Антон Силуанов, выступая на съезде партии «Единая Россия» заявил, что Минфин готов вернуться к идее ограничить расчеты наличными при покупках, поскольку это позволит «обелить экономику» и собрать больше налогов. Эту идею тогда поддержали многие чиновники, включая министра труда Максима Топилина и председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова. Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян заявил, что «банковская система готова и заинтересована в ограничениях на наличные расчеты, потому что любой безналичный оборот менее трудоемкий». Но председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин отметил, что инфраструктура для безналичных платежей не только по крупным сделкам будет готова только через пять лет.

Специалисты уверены, что обсуждать ограничение наличных расчетов можно будет после полного внедрения национальной системы платежных карт «Мир». Сейчас в Госдуме находится законопроект, обязывающий с 2018 г. зачислять бюджетные средства на карту «Мир» и запрещающий оборот по счетам бюджетников с использованием других карт.

Однако, и это не решит всех проблем. Для реализации идей Минфина по всей стране должна работать инфраструктура POS-терминалов, регионы должны быть обеспечены интернетом, а стоимость «карточных» расчетов должна существенно снизиться.

Впрочем, ровно через неделю после заявления Силуанова на съезде «Единой России» вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что правительство России не планирует ограничивать объемы расчета наличными. «Ничего такого не планируется, не будет никаких ограничений наличных покупок, даже в мыслях нет. Есть в целом общемировой тренд, что доля безналичного оборота увеличивается. Но это должно происходить естественным образом, без искусственных решений», — заявил Дворкович.

В общем, предложение вроде бы дельное: и налогов так можно собрать больше за счёт повышения прозрачности крупных сделок, и на развитие банковской системы это повлияет благотворно, и контролировать движение средств куда проще, чем при наличных расчётах. Однако нашлись у предложения Минфина и противники.

Одним из таких противников оказался первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он назвал эту инициативу бессмысленной и заявил, что правительство такой шаг пока не рассматривает: «В правительстве этот вопрос не обсуждается. Сейчас банки инвестируют в современные технологии огромные средства. Мы считаем, что административно ограничивать наличные платежи бессмысленно. Все транзакции, которые могут банки обеспечить, и как они будут проводить, используя новые технологии, — это должно… естественным образом войти в обиход каждой семьи, но никаких административных ограничений, никаких административных понуждений… этого не будет».

Он признал, что в мире сейчас действительно наблюдается тенденция к сокращению наличных расчётов и переходу на безналичные. Но при этом первый вице-премьер подчеркнул, что с этим в России «особая история»: у россиян возникает «особая настороженность по поводу обмена денежных знаков, ограничений любых» — и поэтому никаких ограничений вводить не будут.

Конечно, в общем и целом заявление Шувалова смотрится несколько неожиданно и даже местами нелепо. Но всё же некое рациональное зерно в нём есть. И это создаёт двоякое восприятие предложения Минфина, выделяя не только его возможные плюсы, но и кое-какие потенциально негативные эффекты. Опрошенные «Давыдов.Индекс» эксперты также не смогли прийти к единой оценке инициативы Силуанова.

Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономической теории и государственного управления Амурского государственного университета Максим Зинченко (Благовещенск) видит положительные моменты как в предложении Минфина, так и в аргументах Шувалова: «Сегодня пытаются ввести электронные кассы, когда при покупке любого продукта, автоматически в налоговую службу поступает информация о том, что гражданин произвёл покупку по карте. Безналичный расчёт, электронные кассы — это попытка создания тотальной системы жёсткого контроля. В этой связи сокращение наличных расчётов позволит поднять сбор налогов и сделать российскую экономику «более прозрачной», и тут с Антоном Силуановым не поспоришь.

Я также поддерживаю позицию Игоря Шувалова, который называет ограничение наличных расчётов бессмысленным. В России большое количество граждан проживает в сёлах и муниципальных районах. Там не у всех жителей есть карты безналичного расчёта. Зачастую в небольших населённых пунктах банкоматы представлены только одним банком, и работают они не всегда исправно. Возникает вопрос: куда селянину идти в случае неисправности аппарата по выдаче денег?»

Доцент кафедры экономики и финансов Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема Наталья Кузьмина (Биробиджан) больше склоняется к позиции Шувалова, хотя и отмечает, что в какой-то степени Силуанов прав: «Сегодня нельзя полностью отказываться от наличных расчётов без предоставления альтернативы. Она всегда должна быть, потому что это право человека — выбирать, каким образом ему рассчитываться. Переход на расчёт по карте позволит только частично поднять сбор налогов. Не стоит считать ограничение наличных расчётов панацеей от всех экономических бед. Министр финансов, заявляя о том, что „носить деньги в сумке или чемодане — это прошлый век“, отчасти прав. Он старается искать механизмы для решения конкретных задач. Поэтому министр финансов предлагает перейти на безналичный расчёт, но при этом не учитывает одного — готовности наших граждан к такому переходу».

Лично мне в принципе без разницы — я и так везде расплачиваюсь картой, мои доходы белее новогоднего свежевыпавшего снега. Вот только лукавит господин Силуанов, когда говорит, будто предлагает эту меру для того чтобы «просто-таки нещадно бороться с лицами, живущими на, допустим, нетрудовые доходы».

Кого он будет ловить такими методами? Владельцев офшоров? Ерунда, свои честным трудом нажитые капиталы они выводят совсем другими методами. Тружеников, вручную перетаскивающих чемоданчики с 1 миллионом весьма условных единиц? Ерунда, для того, чтобы знать о купленных г.Улюкаевым 15 га подмосковных угодий, вовсе не требуется контроль безналичных расчетов — достаточно взглянуть в его налоговую декларацию.

Выявить коррупционеров высшего и среднего звена не сложно — их расходы и приобретения на виду, они их не скрывают. Господин Силуанов хочет прищучить тех, кто получает зарплату в конвертах, кто не хочет отчислять пенсионные накопления в государственную кубышку. И, учитывая поползновения г. Силуанова, правильно делает. Ведь этот господин настойчиво продвигает идею повышения пенсионного возраста, что существенно снижает возможности многих побездельничать на старости лет. Пенсионные накопления таких жертв пенсионной реформы уйдут государству, а если складывать их в личный карман — пополнят бюджет детей и внуков. Точно так же (хотя и в меньшем масштабе) как пополняют бюджет детей и внуков ворующие чиновники верхних эшелонов.

Почему же г. Силуанов предпочитает ловить миллионы мелких хитрецов, утаивающих по 5 тыс. руб вместо тысячи крупных жуликов, ворующих миллионами? По его мнению «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку»? Не с того конца взялся за борьбу министр финансов. Рыба гниет не с хвоста.

А как удобно будет толпу контролировать! Чуть что — блокируй карты хоть в районе, хоть в целом городе. Все послушные будут, шелковые. Много чем можно будет управлять. Например, чтобы люди тарились только в конкретных магазинах. А в других карточка тю-тю, не сработает. И это так, навскидку. Какие горизонты, какие возможности!

А вы все про декларирование расходов чиновниками, борьбу с коррупцией… Скучные люди!

nnm.me

admin 21 Фев 2017 года 775 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.