Смена батек

Почему России легче договориться с президентом США, чем поладить с соседями
Пока Россия все эффективнее транслирует свою позицию в ЕС и США, на постсоветском пространстве ее, напротив, стали хуже слышать. Обострившееся непонимание между странами ЕАЭС демонстрирует, что доверие между Москвой и ее ближайшими союзниками — ресурс, который можно очень быстро исчерпать. Особенно если относиться к нему небрежно.
Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в Санкт-Петербурге оказался омрачен не только катастрофой российского военно-транспортного самолета Ту-154. Сами итоговые переговоры по Таможенному кодексу ЕАЭС шли крайне сложно. Поначалу документ отказалась подписывать даже критически зависимая от российской финансовой помощи Киргизия, выражал претензии к документу традиционно лояльный Москве Казахстан. А президент Белоруссии Александр Лукашенко не только не подписал кодекс, но и вообще не приехал в Петербург.

Экономические отношения с Белоруссией у России никогда не были безоблачными. Лукашенко не раз действовал не в российских интересах, то остро критикуя «большого соседа», то говоря о любви и взаимопонимании между братскими народами. Но после введения Россией продовольственных контрсанкций против стран ЕС и ряда других государств отношения между Минском и Москвой стали очевидно напряженными.
Белоруссия воспользовалась ситуацией и начала активно заниматься реэкспортом в Россию запрещенных западных деликатесов. «Белорусский пармезан» успел стать мемом. Кроме того, Лукашенко отказался от предложения России создать на территории Белоруссии авиабазу — видимо, опасаясь ассоциаций на фоне украинского кризиса.

Россия отвечает сокращением поставок углеводородов и ужесточением пограничных правил.

Возникает вопрос: кому нужны союзнические манифесты, если союзники вызывают друг у друга опасения? Наши соседи хотят преференций, но явно не желают потерять суверенитет.

Самой России роль международного гроссмейстера геополитических шахмат — по целому ряду экономических и политических причин — приходится по душе больше, чем роль щедрого кормильца стран бывшего СССР.

Евразийский экономический союз создавался изначально как «наш ответ Чемберлену» — Евросоюзу. Но, кажется, судьба ЕС сегодня волнует Россию сильнее, чем собственные союзы с Киргизией или Таджикистаном.

О стремлении Москвы транслировать свою позицию через лояльных себе политиков в Европе пишут многие местные СМИ. Например, лидер французской ультраправой партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен несколько раз была в Москве, получала теплый прием и теперь не исключает вновь поднять вопрос о статусе Крыма (если ее изберут президентом Франции).

В декабре в Москву приезжали два неформальных «советника» избранного американского президента Дональда Трампа, которые тоже давали сигналы о том, что при новой администрации США могут сделать существенные шаги нам навстречу.

В бывшем соцлагере, напротив, к Москве все больше вопросов, которые она пока не стремится решать. Однако никакие крепкие союзы невозможны без взаимного доверия.

Сейчас стало очевидно, что даже в бывшем соцлагере доверие — это не данность. Его нужно поддерживать.
Казахстан давно проводит «многовекторную» внешнюю политику. Он с Америкой и Европой не ссорился, а за китайские инвестиции даже конкурирует с Москвой. Киргизия и Таджикистан, кажется, могут разместить у себя военные базы любых государств по принципу «кто больше заплатит». Белоруссия также повышает плату за лояльность Москве. При этом говорится, что главная задача ЕАЭС — сделать экономическое пространство между упомянутыми странами максимально свободным и открытым.

Связи между странами бывшего СССР разорвать сложно, но для того, чтобы они начали приносить взаимную выгоду, нужно много работы. Со всех сторон.

В январе 2016 года Владимир Путин списал 170 млрд рублей монгольского долга. Соглашение позволило Монголии не выплачивать 97,8% суммы, которая накопилась с подписания межправительственного соглашения в 2010 году. В апреле глава МИД РФ Сергей Лавров сообщал, что Россия обсуждает с Улан-Батором возможность выдачи еще одного рублевого кредита.

На днях Монголия обратилась к России с просьбой выдать еще один льготный кредит на 100 млрд рублей. Монгольские товарищи цель кредита не назвали, ограничившись туманной формулировкой «активизация сотрудничества в финансовой сфере».

Складывается впечатление, что сегодня на постсоветском пространстве до сих пор не поняли, на каких основах выстраивать сотрудничество.

С одной стороны, новые экономические реалии толкают к четким торговым правилам и таможенным договорам. С другой стороны, все еще жива память о «дружбе народов», которые в советское время думали не о рынке, а об идеологии.

Россия в нынешних реалиях не может предоставить всем «евразийским» партнерам одинаковые инвестиции и гарантии безопасности — как и не имеет возможности требовать беспрекословной лояльности. Но до сих пор остается соблазн показать, что имеет.

gazeta.ru

admin 28 Дек 2016 года 1109 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.