Матильда и немцы
Российский министр культуры Владимир Мединский прямо обвинил сторонников бывшего крымского «прокурора» и депутата Государственной Думы России Натальи Поклонской в дискредитации «культуры и Церкви». Это первое такое заявление высокопоставленного российского чиновника, в котором недавняя героиня «крымской весны» фактически выступает в роли покровительницы экстремистов. И оно может удивить: зачем Мединскому – столпу путинского режима – ругаться с Поклонской, одним из символов главного достижения этого режима – аннексии Крыма?
Но на самом деле ничего удивительного в этом конфликте нет. Поклонская, сама того не желая, начала играть роль «мины замедленного действия» под фундаментом отношений, существующих в российской номенклатуре. Она просто не поняла, куда попала. Поклонская – чтобы она там о себе ни думала и в какие платки бы ни рядилась – плод украинской, а не российской политической культуры. Различие в том, что успех в рамках украинской политической культуры, даже домайданной, предполагает инициативу – пусть и подлую. В Украине инициативу проявляли все и всегда, а те, кто хотел выслужиться – в первую очередь. А успех в российской политической культуре предполагает хождение строем.
Поклонская решила выйти из строя. Она поверила, что роль местной юродивой, которая будет самостоятельно выбирать себе жертв из числа деятелей культуры и страдать ради чести последнего русского императора, принесет ей успех. Благо сторонников такого помешательства нетрудно найти и в номенклатуре РПЦ, и среди пострадавших от телевизора и усиления церковной реакции прихожан. Она не учла только, что власть еще не давала добро на расправу над режиссером Алексеем Учителем и беготню с изображением Николая Романова. Это Путин и его ближний круг выбирает жертв и героев. А задача Поклонской и прочих персонажей – бичевать тех, кто избран жертвами, и возвеличивать героев. Именно так было в Советском Союзе – а Путин, Мединский и прочие только этот опыт и знают.
Мединский – не просто министр культуры, но и идеолог «победобесия», опасных спекуляций на истории Второй мировой, которые помогли превратить россиян в сообщество сторонников войны и агрессии. Ему совершенно не нужна конкуренция мифов и появление на пьедесталах рядом с генералиссимусом Сталиным или маршалом Жуковым расстрелянного большевиками императора. Император должен остаться историческим персонажем, а не предметом поклонения Поклонской. Именно поэтому российское министерство культуры финансировало работу Учителя и защищает право показа этого фильма в кинотеатрах. Мединскому некуда отступать – потому что, отступая, он отказывается от собственного права казнить и миловать. Но что самое интересное, что и Поклонской некуда отступать.
В лучших традициях украинской номенклатуры она вступает в прямое столкновение со своим новым врагом. Она обвиняет Мединского в нецелевой растрате бюджетных средств, в неправомерности выдачи прокатного удостоверения и потакании создателям провокационного фильма, один из которых – о ужас! – с «Западной Украины, где был реализован Евромайдан». Поклонской осталось только вспомнить, что сам министр культуры – изначально тоже не россиянин, а украинец из Смелы – и картинка заговора сложится сама собой.
Интересно, кто победит в этой схватке – «победобесие» или мракобесие. Победа Мединского – это успех путинского режима, его консервация в неосоветских формах. А победа Поклонской покажет, что мракобесы пользуются все большим и большим влиянием в стране – не случайно же чуть ли не первым регионом, в котором отказались показывать фильм Учителя, стала Чечня. И мы еще не знаем, в какие «разборки» может вылиться позже это нашествие средневековья на «совок».
* * *
«За оскорбление чувств ветеранов войны»
Четвертого декабря 1930 года в Берлине состоялась премьера снятого американскими кинематографистами по роману молодого немецкого писателя Эриха Марии Ремарка фильма «На Западном фронте без перемен».
Цензура при министерстве иностранных дел Германии выдала фильму «На Западном фронте без перемен» прокатное удостоверение.
Тогда в кинотеатр, где демонстрировалась картина, явились первый секретарь столичного горкома партии Йозеф Геббельс и несколько депутатов-нацистов, пользовавшихся неприкосновенностью, а с ними двести штурмовиков. Они бросили в зал дымовые шашки и сорвали сеанс.
Геббельс срывал киносеансы пять вечеров подряд. Тогда начальник берлинской полиции Альберт Гржезински, бывший рабочий-металлург и социал-демократ, запретил нацистам демонстрации в столице.
Националисты призвали президента страны Пауля фон Гинденбурга вмешаться и прекратить показ фильма, «оскорбляющего чувства ветеранов войны». Президент откликнулся на просьбы однополчан.
По указанию федерального министра внутренних дел цензоры пересмотрели свое решение и запретили «На Западном фронте без перемен» — за «низкое эстетическое качество».
Нацисты торжествовали победу. Дело было не только в самом фильме. Принципиально важно доказать свою силу. Шла борьба за командные высоты, за власть и влияние, за право определять содержание духовной жизни в стране: «Мы решаем, что вы будете смотреть в кино!».
Нацисты выиграли эту борьбу, а через три года взяли власть.
nnm.me