Понедельник, 26 Февраля 2018 года
Издаётся с марта 1930 года
Алекс Гарин

Цена Мадонны

На улицу шумного и блестящего городка Урбино вышел мальчик. Тёплый ветер Италии треплет чёрные кудри, душистая олива склоняет ветви к самому лицу, словно хочет спросить: «Почему ты так грустен, малыш? Ты ещё мал для печали, а мир огромен и прекрасен». Да, мир прекрасен. Но нет рядом той, что подарила его.
Мама… Куда ты ушла? Куда унесла тепло рук, нежность взгляда, волшебство смеха? Дом опустел без тебя. Не радует буйная южная природа, не манит гомон и смех на площадях. Даже краски отца из мастерской – настоящие, доподлинные краски художника! – уже не сияют магическим блеском.
Мать нужна человеку всегда. А в четыре года – особенно. Именно столько сейчас мальчику. Вечером отец скажет ему, что мать, конечно, в раю, на небе. Да, на закате Средневековья люди всё ещё были религиозны. Вопрос в том, насколько это их утешало…
Шли годы. Мальчик подрастал. В нём обнаружился талант к рисованию. Отец отдал его в мастерскую учеником к известному мастеру. Творческий рост, со всеми его взлётами и срывами, подражанием и неутомимым поиском – себя, истины, пойманной на кончик кисти красоты – шёл своим чередом. Но навсегда застыло, отпечаталось где-то на подкорке детское горе. Чувство опустевшего внезапно мира. Мира, где нет матери.
И он пытается наполнить эту пустоту. Рисует мать с ребёнком – в разных ракурсах и сюжетах. По канонам эпохи и жанра – Богоматерь с Иисусом, но как-то в это не верится. Слишком женственнен образ Мадонны, слишком много волнения и нежности в её очах и движениях, чтобы не узнать в ней земную женщину. Да и младенец обычный – голопузый, с раскинутыми ручонками и любопытными глазами. Никакого намёка на божественность.
…Признанный и востребованный художник, он пишет картины разнообразных жанров. Наверное, многие работы хороши. Но где проявилась вся сила таланта, всё обострённое чувство прекрасного – это, безусловно, в «Мадонне». Одной из Мадонн, ставшей венцом деятельности художника и всей его недолгой жизни.
Потом скажут и напишут много красивых словечек: «шедевр мирового искусства», «сверкающий камень в ожерелье Возрождения», «порыв вдохновения»… Слова, может, и правильные. Но неинтересные. Когда же, навосхищавшись картиной, мужчины говорили своим любимым: «Ты чиста, как Мадонна. Ты прекрасна, как она», – это было комплиментом не только женщинам, но и создателю картины.
Бежали годы, проплывали столетия. Век диких войн и революций стал одновременно веком гуманизма, пересмотра отношения к человеку. Теперь в любви объяснялись по-иному.
Посмотри, как я любуюсь тобой –
Как мадонной Рафаэлевой.
Главное – земной настоящий человек! Живой и тёплый. А не нарисованный, будь хоть трижды шедевром. Так? Так. Только будучи в здравом уме, отрицать искусство тоже никто не будет – без него нечем станет подпитываться этому самому настоящему человеку. А мне интересно: написал бы Рафаэль свою «Сикстинскую Мадонну», если бы у него была мать, как почти у всех нормальных людей? Его бы вообще эта тема привлекла? Это же не так, что взял кисть и – бах, шедевр готов. Таким манером только разная шедеврятина лепится. Чтоб чего-то вышло хорошее, его сперва в себе таскаешь, на своей шкуре чувствуешь-испытываешь, душой и кожей с ним срастаешься…
Подтверждается извечный принцип: сапожник без сапог. Чтоб воспеть материнство, надо осиротеть. А как же тогда быть с живым человеком? Который платит эту цену. Игра стоит свеч? Если сказать об этом урбинскому мальчику, боюсь, он не поймёт. Понимал ли он это во взрослом состоянии? Я не уверена.
В наш век гуманизм набирает ещё большие обороты. По крайней мере, так принято считать. А ткни чуть поглубже – беззащитен человек, и в суд подавать не на кого… Не Господу же Богу иски вчинять, бесполезное это занятие.
Гляжу на «Сикстинскую Мадонну». Рядом – «Автопортрет» Рафаэля. Перевожу взгляд с одной работы на другую и думаю: кому же из них повезло больше? Картине или художнику? Картина признана, музей, где она висит, набит туристами, репродукции по всему свету разлетелись… Полотну лучшей судьбы трудно пожелать. А художнику? Я не о буйной биографии Рафаэля, а о тех чувствах, том пласте жизни, что затронут в его шедевре…
Мадонна, какую цену ты за себя требуешь?


Надежда Калашникова
20.01.2018 606
Комментарии читателей
Войдите на сайт, чтобы оставлять свои комментарии к материалам
Логин:
Пароль:

Регистрация    Забыли свой пароль?